Автор: Александр Горный, блогер

Я давно хотел побывать на строительстве «Крымского моста». Ещё в сентябре 2016 года начал делать запросы на поездку и вот, несколько недель назад, осуществилось моё желание, и я побывал на стройке века.

В этом посте я хочу убрать политическую составляющую и просто рассказать о своих личных впечатлениях и о тех, кто просто строит мост в жару, в холод, в дождь и ураганный ветер, который тут не редкость.

Поездка заняла у меня весь день. Рано утром я выехал из Феодосии и поехал в сторону Керченской переправы. Дорога плохая, только иногда встречались отремонтированные участки с разметкой, а так дырки по краям и почти тотальное отсутствие разметки, ее просто смыло. Дорога жизни, а именно так её называют крымчане, не была рассчитана на такой поток транспорта, особенно грузового. Нагрузка значительно выросла со строительством моста и транспортного подхода, который уже начали строить как со стороны Крыма, так и со стороны Тамани.

 
 

Надо потерпеть ещё полтора года и ситуация кардинально изменится.

С погодой мне не повезло, буквально за день до этого светило солнце, а в день поездки пошёл дождь и начался сильный северный ветер.

Нашу группу, пресс-служба «Крымского моста» собирала со стороны Тамани. Именно там находится рабочий штаб, и именно оттуда нас должны были повезти на саму стройку.

Припарковав машину в порту Крым, купив билет и довольно быстро пройдя обязательный досмотр, я вышел к загружавшемуся парому. 25 минут и я уже на другой стороне.

 
 
 
 

Переправа работает отлично, бывают небольшие сбои из-за погоды.

На противоположенной стороне ожидают своей очереди сотни грузовиков и железнодорожных вагонов. Интересно, что в дальнейшем будет со всем этим когда откроют мост?

От порта Кавказ около часа езды на машине (70 км) и я на стройке. Место постройки моста находится не далеко от паромной переправы, но дорога к нему идёт вокруг Таманского залива.

 

Это хорошая возможность посмотреть, как живёт Краснодарский край. Он «жирный» и с хорошими дорогами, а постройка моста и создание автомобильной и железнодорожной инфраструктуры придаст мощный толчок для развития этой части региона. Постройка моста даст колоссальный экономический эффект всему югу России. От этого выиграет не только Крым, но и Краснодарский край.

Место сбора во временном городке строителей рядом с Таманью. Такой же построен и со стороны Керчи.

Его сложно назвать временным, так как всё здесь сделано очень основательно. Полная инфраструктура и на современном уровне.

Вопросам безопасности уделено много внимания, проверяют любое транспортное средство, которое въезжает и выезжает отсюда.

 

Стройка большая, она протянулось на несколько десятков километров, а ещё десятки километров транспортных подходов. Со стороны Краснодарского края 40 км железнодорожных путей и столько же автодорожной инфраструктуры. Со стороны Крыма всего по 17 км в обход Керчи.

Нас повезли на автобусе. Каждому выдали жилет и каску. Я с трудом влез в жилет. Говорят, боксёр и депутат Валуев влез без проблем. Делаю вывод, что он поменьше меня будет или ему шили специальную жилетку))))

 

На что я лично обратил внимание, так это на то, как всё организовано, всё продумано и с соблюдением всех мер безопасности, как гостей, так и рабочих. Если положено красным, значит будет красным, а не бардовым или розовым.

Строители перемещаются исключительно на автотранспорте, пешком слишком далеко ходить, да и не безопасно. Здесь всё движется, перевозится, поднимается….Стройка есть стройка.

 
 

Уверен, что нам показали образцовые и самые важные участки строительства, но у меня была задача посмотреть не только, что уже построили, а как строят, уровень менеджмента и многие другие вещи, на которые многие мои коллеги по пресс-туру просто не обращали внимание.

Иностранные журналисты ехали на стройку с большим скепсисом и может поэтому задавали самые хитрые вопросы, да и я не отставал. Всех волновало несколько основных вопросов:

-Когда построят и построят ли вовремя?

- Будут ли строители просить увеличить смету на строительство?

- На сколько он надёжен и безопасен, какой запас прочности?

- Есть ли сложности, которые не смогли предусмотреть в процессе проектирования?

- На сколько защищён мост от террористических атак?

- С каким настроем работают здесь рабочие?

Пресс-служба меня просто покорила. Это профессионалы, которых очень не хватает в Крыму. Всё чётко, корректно, с улыбкой и заботой о каждом госте. Их волновало абсолютно всё, что с нами происходит во время визита, включая место, где парковался автобус. Была дождливая погода, а стройка это всегда грязь, так вот, они смотрели, чтобы автобусы парковались там, где нам будет удобно выходить и не испачкать свою обувь.

Но кину пару ложек дёгтя в бочку с мёдом. Было отведено всего несколько часов на осмотр стройки, не было возможности лично посмотреть в каких условиях живут строители, пообщаться с ними, хотя судя по рабочему городку и чистоте там можно предположить, что всё нормально. И ещё один печальный для участников момент. Нам подарили сувениры, но не было возможности их купить для своих друзей и знакомых. Так же очень хотелось взять/купить жилет и каску с изображением «Крымского моста» для истории, а это действительно историческая стройка, которая по окончании строительства замкнёт круг и свяжет две части России в одно целое.

  

Так что Дирекции надо проработать вопрос по сувенирам, они востребованы и будут в дальнейшем востребованы ещё больше.

Вместе с сотрудниками пресс-службы нас сопровождали — Директор по строительству транспортного перехода через Керченский пролив компании «СТРОЙГАЗМОНТАЖ» Леонид Рыженькин

 

и начальник ФКУ Упрдор «Тамань» Федерального дорожного агентства Роман Новиков.

 

Хорошие ребята, а главное, они специалисты высокого класса, которые про стройку знают всё, готовы были ответить детально на любой вопрос без шпаргалок и подсказок. Отвечали на все вопросы, кроме вопросов непосредственно связанных с антитеррористической безопасностью. Нас заверили, что этот вопрос проработан и объект будет защищён от любых угроз. Что интересно, так это то, что системы безопасности, которые установят, не будут мешать движению автотранспорта. В пунктах контроля автомобили будут сбрасывать скорость и потом двигаться дальше с разрешёнными 120км/ч..

Перед заездом на мост установлен стенд, где Леонид Рыженькин подробно показал этапы строительства моста и особенности свай на различных участках.

 
 

Вот именно в этот момент и родилось название поста - «Он просто строит мост к тёще». Отвечая на один из вопросов, Леонид рассказал, что его жена крымчанка, а сам он из Питера, вот и пришлось строить мост к тёще. Наверное это очень символично, что Директор строительства с такой красивой географической историей. У человека есть настоящая мотивация построить мост к любимой тёще быстро и качественно, что он и делает.

Так вот. На стройке образцовый порядок и железная дисциплина, без которой просто невозможно строительство таких объектов. Мне удалось пообщаться с некоторыми рабочими и могу подтвердить, что для них это большая честь строить мост. Здесь работают россияне со всех уголков России.

 

Курить разрешено в строго отведённых для этого местах.

 

Денежная мотивация на стройке хорошая, но в первую очередь людям важно, что объект очень интересный и знаковый. Они соединяют воедино две части России. Об этом мне говорили совершенно разные рабочие, которые попадались во время визита.

На строительстве задействовано более 7 000 рабочих и специалистов. Они проживают рядом в специально построенном городке и добираются на работу автобусами. Работа ведётся круглосуточно, семь дней в неделю.

Мне, человеку, который имел отношение к управлению крупными компаниями, было видно на сколько слаженно работает этот весь механизм.

А вот немного общей информации, которую нам предоставили:

— Срок службы моста – не менее 100 лет

— Стоимость проекта 227,92 млрд руб

— Протяжённость – 19 км

— 2ж/д пути и 4 полосы для автотранспорта

— Расчётная скорость движения 120км/ч

— Судоходная арка высотой 35м и шириной 227 метров

— Длинна автомобильных и железнодорожных подходов составит 57км с обоих сторон.

— Строительство моста обеспечивают около 30 основных подрядчиков и более 100 субподрядчиков.

В работе задействованы крымские производственные компании, что позволяет оживить производственный потенциал Крыма утерянный при Украине.

По словам Директора, по факту задействовано гораздо больше российских компаний, все материалы для строительства производятся исключительно в России.

 

А вот техника используется российская и импортная, и никакие санкции тут не срабатывают…

 

Данный объект для Росси будет уникальный не только с точки зрения строительства, но и его эксплуатации, которая будет обходиться в 600 млн рублей в год. Эти деньги пойдут на обеспечение безопасности, оплату работы обслуживающего персонала, техники, обеспечение постоянной работы объекта 24 часа в сутки.

Проезд по мосту будет бесплатный. Никто и никогда не обсуждал введение платы за проезд.

 

В заключение визита нам предложили сходит в столовую. Кормят вкусно и по домашнему. Перед началом нашей экскурсии я имел возможность зайти в столовую и могу подтвердить, что нас кормили теми же блюдами, что и рабочих.

Когда обедали, то была возможность переговорить с коллегами по поездке. Многим хотелось бы провести на стройке больше времени, но и тех впечатлений, которые они получили хватило. Иностранные журналисты, которые были настроены в начале скептически, были вынуждены признать, что мост будет, строительство идёт быстрыми темпами и Крым будет соединён с материковой Россией хорошим и надёжной транспортной артерией, несмотря на раздающиеся периодически вопли, что ничего не получится, что всё разрушится, а деньги разворуют до окончания стройки.

Автомобильный переход будет сдана до 31 декабря 2018 года, а железнодорожный до 31 декабря 2019 года. Мост будет сдан в срок, а возможно и раньше, в этом я уверен. Надеюсь, у меня ещё будет возможность побывать там и увидеть произошедшие изменения.

Уже к осени этого года, когда будут установлены пролёты над судоходной частью пролива, можно будет говорить, что переход уже есть, так как технический мост с двух сторон до арки уже построен.

 
 

Остался не решённый один вопрос – как назвать мост? Есть разные мнения, но строители называют его «Крымский мост». Может ничего не надо выдумывать? Пусть будет Крымский?

В заключении, хочу сказать всем, кто КрымНеНаш. Успокойтесь и не портите свою нервную систему. КрымНаш, КрымДома и через год, когда будет закончено строительство нового аэропорта в Симферополе и первой очереди моста, Крым получит мощнейший импульс в своём развитии. Крым станет доступнее и ближе для материковой России и это просто замечательно! У меня есть теперь мечта, попасть на открытие этого моста. Для меня лично это будет очень важное в жизни событие)))

Источник