Уже скоро, в 2018 году, Крым получит прямое автомобильное и железнодорожное сообщение с Краснодарским краем. Мост через Керченский пролив позволит наконец решить транспортные проблемы, возникшие после присоединения полуострова к России. «Лента.ру» вспоминает, кто в разные времена вынашивал планы строительства переправы, почему им не суждено было реализоваться и какие технологии позволяют сделать это сегодня.

От князей до вождей

«В лето 6576 индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен», — высечено на Тмутараканском камне. Согласно древнему тексту, князь Глеб Новгородский 6 января 1068 года от рождества Христова совершил первый задокументированный переход между Таманским и Керчинским полуостровом по льду Керченского пролива, достаточно точно измерив расстояние между берегами — 24 километра.

Зачем ему это понадобилось? Историки сходятся во мнении, что таким образом князь хотел продемонстрировать свою власть, которая распространялась на оба берега — Тмутаракань и Корчев. Едва ли он всерьез задумывался о постройке моста — для реализации столь масштабного проекта у него просто не было технических возможностей.

Впервые о соединении берегов Керченского пролива инженеры задумались во второй половине XIX века. В 1870 году по дну пролива проложили кабель Индо-Европейского телеграфа, связавший Британию с Индией. Англичане разрабатывали и другой, более амбициозный проект: беспрецедентную по длине железную дорогу от Лондона до Дели, проходящую, в том числе, по огромному мосту через пролив. Увы, затея была признана слишком дорогостоящей, и британцы от нее отказались.

Мост чуть было не начали строить при Николае II. Последний российский император привлек к проектированию лучших российских инженеров. Однако стройку века не удалось даже начать из-за Первой мировой войны. Через пару десятилетий та же участь постигла первый советский проект керченского моста, который должен был стать звеном железнодорожной ветки «Херсонес — Поти», — началась Великая Отечественная.

Отступая, немцы оставили внушительные запасы цемента и металлических конструкций, предназначенных для стройки. Эти материалы пригодились при сооружении временного железнодорожного моста через пролив, который был спроектирован и возведен в кратчайшие сроки — за семь месяцев. Интересно, что в его конструкции использовались каркасные элементы, изготовленные для так и не построенного Дворца Советов в Москве.

Длина того моста, соединившего противоположные берега в самой узкой части пролива, составила 4,5 километров. Именно по нему в феврале 1945 года проехал поезд, в котором с Ялтинской конференции возвращались Сталин, Черчилль и Рузвельт. Мост простоял недолго — уже в конце того же месяца он разрушился под натиском льда, нагнанного ветром из Азовского моря. Его собирались восстановить, но проект оказался слишком дорогим. Точку в этом вопросе поставил Сталин, который на слова заместителя министра транспортного строительства СССР Иллариона Гоциридзе о том, что это будет «царь-мост», ответил: «Царя мы свергли в 1917 году».

К идее этого моста возвращались и советские, и российские власти. В Харьковских соглашениях, подписанных в 2010 году президентами России и Украины, вновь поднимался этот вопрос. Окончание строительства планировалось на 2014 год.

Через четыре года...

Проект Керченского моста, на этот раз через косу Тузла, был одобрен в июне 2014 года. Новый мост не будет похож на своего предшественника, спешно построенного из подручных материалов в 1944 году. При выборе маршрута проектировщики ориентировались прежде всего на экономическую целесообразность. Поэтому, в частности, отвергли кратчайший маршрут через косу Чушку: это потребовало бы строительства новой транспортной инфраструктуры — эстакад, развязок и объездных дорог в обход Керчи. В результате выигрыш в расстоянии обернулся бы заметным удорожанием проекта.

Старту работ предшествовало несколько этапов подготовки. В течение 2015 года и в начале 2016 года на стройплощадке проводились археологические раскопки, чтобы сохранить наследие бронзового века, античности и средневековья. Кроме того, саперы разминировали местность: ведь здесь во времена Великой Отечественной шли ожесточенные бои, после которых осталось множество взрывоопасных предметов, в том числе фугасных бомб и снарядов.

Были оборудованы производственные площадки, на которых собираются элементы конструкции моста, а также возведены три рабочих моста для доставки техники и материалов, необходимых для строительства. На обоих берегах пролива действуют асфальтобетонные узлы. Осенью 2015 года началось строительство автомобильного подхода к мосту со стороны Краснодарского края. Сооружение автоподхода со стороны Республики Крым ведется с февраля 2017 года.

В 2016 году стройка достигла активной фазы. На сухопутных и морских участках заложили свайные фундаменты и приступили к возведению опор, а также монтаж пролетных строений, в том числе и большого судоходного пролета. Движение по автомобильной части моста откроют уже в 2018 году, по железнодорожной — в 2019-м.

19 километров технологий

Хотя на стадии проектирования Тузлинский створ был признан наиболее безопасным, требовалось учесть все нюансы. Пришлось провести множество лабораторных исследований, в ходе которых специалисты изучали скорость коррозии металлических свай в соленой воде, устойчивость опор во время шторма и ледохода.

Макет моста в масштабе 1:50 продули в аэродинамической трубе — чтобы оценить его устойчивость к сильному ветру. Тщательно изучили и грунты на территории стройки: необходимо было выяснить, смогут ли сваи выдержать запланированную нагрузку. Помимо этого, мост надежно защитят от сейсмической активности — специальное крепление пролетов обеспечит перераспределение нагрузок между опорами в случае землетрясения.

Многие технологии, применяемые при строительстве Крымского моста, — передовые, ранее не использовавшиеся в проектах такого масштаба. Общая протяженность моста через Керченский пролив составит 19 километров, он встанет на 595 опор, более 310 из них уже сформированы. У моста два судоходных арочных пролета — автомобильный и железнодорожный. Высота от зеркала воды до проезжей части — 35 метров. Этого достаточно для пропуска судов под мостом.

По четырем полосам автомобильной части моста транспорт сможет двигаться со скоростью до 120 километров в час. Железнодорожные составы пойдут по двум путям, установленным на отдельных опорах. По сути, Крымский мост — это два параллельных друг другу моста, каждый на своих опорах.

19 километров — это много или мало? Если сравнивать, выясняется, что Крымский мост будет не только самым протяженным в России, но и в Европе. Сейчас самый длинный отечественный мост — Президентский в Ульяновске (5,825 километра). Эресуннский мост через пролив Эресунн между Швецией и Данией подлиннее — 7,85 километра. Конечно, крымскому проекту до мирового рекордсмена, Циндаоского моста в Китае (42,5 километра), далеко, тут дело не в рекордах.

Крымский мост сделает ненужной керченскую паромную переправу, представляющую собой «бутылочное горлышко» по дороге на полуостров. Впрочем, две переправы в любом случае лучше чем одна.

Ожидается, что в первый год по мосту будут проходить 12,5 тысяч автомобилей в сутки. Через 5 лет их количество возрастет до 21 тысячи, а к 2034-му — до 30 тысяч автомобилей и 47 пар поездов в сутки. По железной дороге в первый год пройдет 47 пар поездов в сутки — 12 грузовых и 35 пассажирских, в том числе пригородных. К 2025 году интенсивность движения превысит 50 пар поездов. Это позволит перевозить по 16 миллионов тонн грузов и более 15 миллионов пассажиров ежегодно. А спустя 20 лет по нему пройдет уже 65 пар поездов, способных перевезти между Крымом и Кубанью более 26 миллионов тонн грузов и свыше 17 миллионов пассажиров.

С 31 мая по 31 июля на официальном сайте Крымского моста открыта страница конкурса песен, посвященных этому проекту. Победитель сможет поехать на стройку и увидеть ее своими глазами. Лучшие работы будут отобраны творческим жюри в августе.

Источник